11 декабря в галерее Heritage открылась выставка «Степени прозрачности. Vitalité fragile» — кураторский проект Марины Ширской в сценографии архитектора Наны Абдрашитовой
Treivas x B.LAB. Серия ваз «Времена года». Бесцветный хрусталь, алмазная грань.
Фото
Ирина Белоносова
В трех залах галереи представлены работы художников по стеклу Александры Ярмольник, Таисии и Александра Фокиных, Ольги Трейвас, Овика Манукяна, Светланы Евдокимовой, Юлии Мерзликиной, Альфии Ширинской, Анастасии Прибельской и Дарьи Болховитиной соседствуют с новыми работами Марии Пуховой, Виктора Копейкина, Милены Стрелковой, Анны Третьяк, Ангелины Орловой, Елены Зайцман, Алены Антоновой — всего в общей сложности около 100 объектов в разных техниках и стилях, созданных в период с 2000 года по наше время 33 художниками. Здесь есть зеркала, вазы, светильники, скульптуры, масштабные инсталляции, которые объединены общим материалом — стеклом.
Владимир Копейкин. Без названия. Из проекта «Предел прочности». Стекло, моллирование.
Фото
Heritage
Елена Зайцман. Фрагмент мобиля «Ива». Витражное стекло, металл.
Фото
Heritage
Первая часть экспозиции посвящена новаторству — объектным конструкциям, придуманным студией Fresh.Glass из Москвы, которая в 2023 году стала победителем молодежной номинации Венецианского фестиваля Venice Glass Week.
Скульптор Мария Кошенкова бросает вызов традиционным представлениям о красоте. Она исследует эстетику безобразного, призванного стать мощным средством для глубокого эмоционального воздействия. На выставке представлена серия масштабных работ в сложной гутной техники.
FreshGlass. Фрагмент инсталляции. Стекло, моллирование.
Фото
Heritage
Таисия Фокина. «Галактика». Стекло, хрусталь, гута, напыление, склейка.
Фото
Николай Казаков
Многие из представленных на выставке объектов отражают женский взгляд на работу с этим хрупким материалом. Изысканно тонкие, нежные по цвету, многослойные и насыщенные глубокой эмоциональной палитрой работы Анастасии Прибельской в технике лэмпворк вдохновлены созерцанием дикорастущих растений и природными формами севера. «Я нахожу красоту в недолговечности и недосказанности. И тут не может быть материала более деликатного и подходящего чем стекло», — рассказывает Анастасия.
Анастасия Прибельская. «Клевер». Муранское стекло, эмаль.
Фото
Heritage
Анастасия Прибельская. «Цикорий». Муранское стекло, эмаль.
Фото
Heritage
Совсем иным языком, обращаясь к тонкой игре света и тени, но тоже вдохновляясь северными мотивами, создает свои работы Мария Пухова. «Меня привлекает создание растворяющихся в пространстве состояний, через стекло, такое хрупкое, как память о прошлом».
Скульптуры Владимира Копейкина поражают мастерством создания трамплейя. Его подушка, на которой еще осталась вмятина от головы лежащего, вовсе не мягкая, а пластиковый пакет невозможно смять. Снимая слепки с обычных предметов, а затем отливая их в прозрачном стекле и делая поверхность стекла матовой, художник создает иллюзию и одновременно превращает эти обычные предметы в предметы искусства.
Дарья Болховитина. Фрагмент скульптуры «Ветвь». Стекло, ветка, моллирование.
Фото
Heritage
Обращаясь в своих работах к монохромным решениям, Александра Ярмольник играет с ощущением нематериальности и призрачности. На выставке представлены ее декоративные панно и вазы, выполненные в гутной технике. В черно-белой гамме работает с литым стеклом Анна Третьяк. Столкновение реальности и абстракции, переходные состояния, лиминальные зоны и их соприкосновение с областями стабильности являются основными темами исследования художницы. В свою очередь, Елена Зайцман часто обращается к классической витражной технике Тиффани и характерным для нее насыщенным мажорным цветовым сочетаниям.
Александра Ярмольник. «Венеция». Стекло, гутная техника (горячее выдувание).
Фото
Heritage
Милена Стрелкова. Объект № 4 из серии «Природа». Хрусталь, медь, техника Pâte de verre.
Фото
Heritage
Скульптурные композиции Дарьи Болховитиной, в которых отсутствующие фрагменты реальной ветви заменены на идентичные, но отлитые из стекла, созвучны идеями постгуманизма, в которых природа и культура едины и постоянно взаимодействуют. К абстрактным, но вдохновленным природными формами можно отнести работы Овика Манукяна, Юлии Мерзликиной и Анастасии Панибратовой. Их стремление понять и воссоединиться с природой также гармонично укладывается в концепцию актуального на сегодняшний день тренда биофилии.
Анастасия Панибратова. Серия бокалов «Танцующие кувшинки». Безсвинцовый хрусталь, свободное выдувание.
Фото
Heritage
Анастасия Прибельская.
Фото
Heritage
В свою очередь, Александр Фокин и его дочь Таисия Фокина, представители стекольной династии из Никольска, который сегодня является одним из центров притяжения многих художников-стеклоделов, также работают с темой природы. Александр создает многоплановые объемные пейзажные композиции, гравируя на поверхности оптического стекла. А Таисия тяготеет к гутной технике, в ее фантазийных скульптурах угадываются природные формы, но собранные воедино, они являются воплощением фантазии автора.
Анна Третьяк. «Пробуждение». Белый и серый хрусталь, лавовый камень, моллирование.
Фото
Heritage
Абсолютно самостоятельным поиском занимается в своем творчестве Ангелина Орлова. Ей нравится сочетать несочетаемое и играть с формами. Сочные по цвету, блестящие полировкой неопознанные объекты, которые создает Ангелина, немного абсурдны и напоминают одновременно детский конструктор и кондитерские изделия, но ни тем, ни другим не являются.
Дарья Болховитина. Скульптура «Ветвь», стекло, ветка, моллирование.
Фото
Heritage
Невероятно актуально выглядят работы Милены Стрелковой, совмещающей стекло и металл. Ее авторское исследование полнится тревогами о хрупкости нашего мира и сложных отношениях между природой и человеком, а авторский миф населяют странные существа, вызванные к жизни техногенной катастрофой.
Совсем иначе выглядит то же сочетание материалов у Светланы Евдокимовой, работающей в авторской технике и создающей скульптуры из железной проволоки и разноцветного стекла. Ее цветочные композиции привлекли внимание экспертов Венецианской недели стекла (Wenice Glass Week) и были представлены в экспозиции мэтров в Palazzo Loredan в 2023 году.
Светлана Евдакимова. «Возрождение». Стекло, металл, авторская техника.
Фото
Николай Мирский
Часть выставки, расположенная в отдельном зале, посвящена эталонным образцам и творческим работам, созданным известными мастерами Гусевского Хрустального завода, такими как Адольф Курилов, Владимир Касаткин, Игорь Томский и художниками более молодого поколения: Натальей Любимовой, Александром Грызуновым, Светланой Березиной, Светланой Поповой и Ольгой Трейвас. Специальная экспозиция приурочена к 10-летнему юбилею возобновления работы и открытию нового цеха на территории завода и ставит совей целью продемонстрировать потенциал и преемственность традиций, мастерство и диалог между художниками старшего поколения и молодой сменой.
Когда: 11 декабря 2024 — 28 февраля 2025
Где: Москва, галерея Heritage
Алена Антонова. Вазы «Изнутри». Бесцветное, прозрачное стекло, выдувание в форму, шлифовка, полировка.
Фото
Heritage
Парфенова Татьяна